Бизнес-омбудсмен области провел итоговое заседание рабочей группы

22 декабря 2020 года состоялось 4-е заседание рабочей группы по направлению «Административное давление на бизнес». Итоговая рабочая группа прошла в заочной форме.  В работе приняли участие члены рабочей группы, а именно: руководители контрольно-надзорных ведомств, представители деловых сообществ и предприниматели. Также был приглашен для участия в рабочей группе представитель от Прокуратуры Смоленской области.

В повестке заседания были представлены два основных вопроса: результаты Национального рейтинга инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в части рабочей группы по направлению «Административное давление на бизнес» и рассмотрение материалов по Индексу «Административное давление».

Кроме этого, всем членам рабочей группы было предложено выразить свое мнение и конкретный план по снижению административного давления на бизнес.

Стоит отметить, что по данным Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в 2019 году показатель Б2.1 — количество запрошенных дополнительных документов у предприятия в год в Смоленской области снизился с 0,1 единицы до 0.  Это значит, что регионом сохранена группа А, для которой средний показатель у регионов-лидеров – 0,3 единицы.

По мнению бизнес-омбудсмена области Алексея Ефременкова необходимо и в дальнейшим продолжить работу по данному направлению для сохранения данных показателей в регионе.

Улучшил свои показатели регион по показателю Б2.2 — среднее количество контрольно-надзорных мероприятий в год и перешел из группы С в группу А.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

«По нашим и данным АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» количество надзорных мероприятий в 2019 году кардинально снизилось в сравнении с другими периодами из-за начала применения всеми органами контроля (надзора) риск-ориентированного подхода, а также предупреждения как первой меры административной ответственности в отношении бизнеса, что и способствовало улучшению инвестиционного климата в регионе», —  рассказал Алексей Ефременков.

Также Уполномоченным была отмечена успешная практика проведения федеральными структурами публичных слушаний, как профилактических мероприятий по снижению административного давления на бизнес и проведение публичных слушаний путем организации органами контроля (надзора) видеоконференций для субъектов предпринимательской деятельности.

«Что касается показателя Б2.3 доля компаний, столкнувшихся с давлением со стороны органов власти или естественных монополий, сократилась с 15 % до 11,6 %. Регион сохранил группу A, для которой средний показатель у регионов-лидеров – 9,4 %. Для улучшения данных показателей считаю необходимым развивать внедрение современных информационных дистанционных сервисов взаимодействия как у налоговых и таможенных органов», — пояснил бизнес-омбудсмен.

Следует отметить, что дистанционный вид проведения камеральных проверок, на который ориентируются указанные органы, приносит ощутимые результаты по взаимодействию бизнеса и власти. Проведение таких проверочных мероприятий можно было бы рекомендовать и другим структурами контроля (надзора).

Рассматривая вопрос «Индекс административного давления» за 2019 Уполномоченным было отмечено: «Нынешний Индекс составлен по итогам 2019 года – до начала пандемии COVID-19. Но на этапе выхода из карантина в 2021 году важно понимать, что в том числе от снижения административного давления на бизнес будет зависеть траектория выхода на восстановление экономической активности и рост экономики–результаты Индекса являются для нас ключевыми ориентирами».

Кроме того, стало известно, что за прошедший год Смоленская область улучшили свои показатели и заняла 45 место из 85 регионов рейтинге Индекса «Административное давление на бизнес».

Напомним, что уже второй год, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Борис Титов представляет Президенту Российской Федерации Индекс «Административное давление на бизнес», рассчитываемый аппаратом бизнес-омбудсмена.

Индекс оценивает снижение репрессивности контрольно-надзорной деятельности, эффективность внедрения риск-ориентированного подхода, долю штрафов, назначенных без проверок, и сборы штрафов ведомствами. Индекс рассчитывается на основе данных региональных бизнес-омбудсменов, территориальных органов федеральных ведомств, Минэкономики, Росстата, судебной статистики, Единого реестра проверок и др.

Как рассказал бизнес-омбудсмен региона Алексей Ефременков: «В Индексе исследуются данные по всем 85 субъектам Российской Федерации и нескольким контрольно-надзорным органам (Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, Росприроднадзор, Роструд, МЧС, жилищные инспекции), на долю которых в совокупности приходится более 90% контрольных и надзорных мероприятий на территории России».

Итогом заочного заседания рабочей группы по направлению «Административное давление на бизнес» будет сбор и анализ информации, полученной от членов рабочей группы.