Уполномоченный Алексей Ефременков помог предпринимателю в защите его прав

Deklaratsiya-NVOSВ адрес бизнес-омбудсмена обратилось Общество, которое неоднократно сталкивалась с давлением со стороны Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии.

Одно из обращений ООО касалось вопроса воздействия объектов предпринимательской деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

При работе над обращением были изучены правовые документы, в которых говорилось, что объекты негативного воздействия на окружающую среду (далее – НВОС) делятся по степени негативного воздействия на окружающую среду на I- IV категории. Критерии определения объектов НВОС утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

В соответствии со ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.

Сотрудниками аппарата Уполномоченного было установлено, что на сегодняшний день на территории Смоленской области существует 410 объектов IV категории, которые с 2016 года освобождены от платежей в бюджет за НВОС. Кроме этого, с 2019 года им также не требуется разработка проектной документации в сфере экологии, стоит отметить, что для объектов III категории данный критерии не применяются, им необходима разработка данных проектов. Также в процессе постановки объектов НВОС на государственный учет появилась группа субъектов предпринимательской деятельности, которая ведет свою хозяйственную деятельность на объектах (нежилых помещениях) использующих бытовые газовые котлы, не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.

В результате проведенного анализа, было установлено количество объектов на которых используются бытовые газовые котлы, в составе выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух в которых присутствует бенз(а)пирен (вещество 1 класса опасности), а именно это количество на территории области составляет 495 субъектов, которые относятся к III категории, а также стоящих на учете в Департаменте Смоленской области по природным ресурсам и экологии.

По информации полученной от Общества, сумма платы в консолидированный бюджет при использовании бытового газового котла составляет около трех рублей в отчетный период (год), от каждого субъекта предпринимательской деятельности.

В процессе работы с заявителем, юристами бизнес-омбудсмена было отмечено следящее: субъекты предпринимательской деятельности имеют право разрабатывать проекты предельно допустимых выбросов (далее – ПДВ) сами, однако на территории региона осуществляют свою деятельность 21 проектная организация оказывающие услуги в данной сфере деятельности.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ утверждены правила исчисления и взимания платы за НВОС, которыми относятся к полномочиям территориального Управления Росприроднадзора.

По информации полученной от Управления Росприроднадзора, сумма платы в консолидированный бюджет при использовании бытового газового котла составляет от 0 до 10 рублей в отчетный период (год), от каждого субъекта предпринимательской деятельности.

В ходе работы были получены разъяснения от Аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, в котором говорилось, что на данный момент существует избыточное регулирование предпринимательской деятельности в области экологического надзора при использовании бытовых газовых котлов. А также, согласно полученному из Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации предложения по снижению избыточного регулирования в области экологического надзора в отношении объектов, использующих бытовые газовые котлы, планируется предусмотреть при доработке и изменении критериев определения категории объектов негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029.

Стоит сказать, что в настоящие время Минприроды России совместно с Росприроднадзором осуществляет анализ практики правоприменения по итогам постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативной воздействие на окружающую среду и подготовку изменений в названные критерии.

Как было замечено Уполномоченным из материалов дела, спустя некоторое время, а именно в мае 2018 года, в отношении должностного лица и Общества были составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.2 КоАП РФ региональным Департаментом.

Обществу инкриминируется административная ответственность за непредставление отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов за 2017 год, которую необходимо было предоставить в период с 15 января по 15 февраля 2018 года.

24 мая 2018 года Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ и заменено наказание в виде административного штрафа на предупреждение согласно ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, однако, при проведении проверки Прокуратуры области выявлены нарушения требований Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля» и КоАП РФ со стороны должностных лиц Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии при привлечении Общества и должностного лица к административной ответственности.

По фактам выявленных нарушений Прокуратурой области вынесено представление в адрес Начальника Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии, а также протесты на постановления Департамента от 24.05.2018 о привлечении Общества и должностного лица к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

26 июля 2018 года вновь должностным лицом Департамента по природным ресурсам и экологии было направлено в адрес Общества уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по ст. 8.5 КоАП РФ по обстоятельствам административного дела и юридически значимым фактам, которые ранее были исследованы, обнаружены, а также отменены Прокуратурой области.

В процессе работы над обращениями Уполномоченный и сотрудниками аппарата был направлен ряд запросов в адрес Начальника Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии и Прокуратуры Смоленской области, а также даны разъяснения заявителю.

После проделанной работы, проистечению короткого промежутка времени, стало известно, что начальник Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии отозвал уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении №8.2/26.07/03.08 от 26.07.2018 года по ст. 8.5 КоАП РФ и сообщил, что указанное уведомление было направлено ошибочно.

Таким образом, права и законные интересы Общества с ограниченной ответственностью восстановлены.